Игровое комьюнити и широкую общественность недавно потрясло событие, которое затрагивает наболевший вопрос современности: стоит ли проводить игры через цензуру прежде, чем выпускать их в широкий доступ? Слово «цензура», без всяких сомнений, звучит очень скверно. Но и выход симулятора стрельбы в школе с счетчиком убитых гражданских (в том числе детей) и полицейских — тоже явно выходит за рамки нормального. Перед индустрией видеоигр встает очень серьезная дилемма.
Во всяком случае, общество явно высказывается неоднозначно по этому поводу. Сложно подсчитывать голоса в пользу того или иного варианта, но складывается впечатление, что люди скорее склонны к варианту с цензурой. Это любопытно, ибо именно от нее мы так долго стремились (и до сих пор стремимся) убежать в литературе, кино, театре и т.д. А вот слово «регулирование» звучит уже куда менее радикально, его употребление уже не вызывает столько негативных эмоций, согласитесь.
Мы не хотим усложнять и без того сложный вопрос, но есть подозрение, что это одно и то же. Впрочем, даже если мы меняем риторику посредством замены термина, это не решает саму суть проблемы. Как именно и кто должен контролировать рынок видеоигр?
Вопрос этот вновь возник на поверхности после громкого скандала с участием игры Active Shooter. В этом месяце еще одна школа в США подверглась вооруженному налету. На этот раз выстрелы звучали в средней школе города Санта-Фе, штат Техас. В результате нападения погибли 10 человек, среди которых есть как ученики, так и преподаватели. Позднее, всего спустя 5 дней, в Steam появился симулятор школьной стрельбы Active Shooter. Реакция комьюнити и общественных организаций последовала незамедлительно.
Сначала в голову пришла мысль о том, что речь идет о симуляторе, разработанном армией США специально для учителей. Предполагается, что при помощи него преподавательский состав сможет оттачивать последовательность действий при вооруженном нападении, что поможет им лучше ориентироваться в ситуации при возникновении реальной угрозы.
И все-таки речь идет о другом проекте. Создатели Active Shooter обещали игроку две роли: бойца специального назначения, освобождающего школу, и самого стрелка. Разработчики также анонсировали «реалистичный» и «впечатляющий» геймплей, модели детей и возможность «расстреливать сколько угодно гражданских». При этом уточнялось, что игра создана исключительно в качестве симулятора, и никакие прочие цели проект не преследует.
Впрочем, ни самих геймеров, ни широкую общественность эти оговорки не впечатлили. Комьюнити в Steam и на Reddit возмутил не только сам факт появления такой игры вскоре после очередных трагических событий, симулятором которых эта игра, в сущности, выступает, но и то, что Valve не торопится удалять ее из библиотеки. А ведь с “пикантным” контентом компания Гейба Ньюэлла справляется довольно оперативно.
Сторонники ограничения свободного распространения оружия также пытались достучаться до Valve с просьбой удалить игру до релиза, который должен был состояться 6 июня. В итоге у них это получилось, и позднее компания Гейба Ньюэлла действительно удалила Active Shooter из своего магазина игр, попутно заблокировав разработчика.
И интересно в итоге не то, почему у Valve ушла целая неделя на то, чтобы рассмотреть петицию, а то, по каким причинам симулятор расстрела детей в школе в итоге был удален. Нет, речь тут не идет о моральных принципах. Valve пришлось искать стороннюю причину, чтобы применить санкции к разработчику и удалить продукт.
А все потому, что в правилах распространения контента Steam нет четкого положения, которое относилось бы к моральной стороне вопроса. Благо, на этот раз на лицо вопиющий случай перепродажи готовых ассетов (когда разработчик берет готовые решения в области разработки игр и выпускает их с минимальными изменениями, выдавая за собственный продукт). Но как должна была бы поступить Valve, если бы речь шла “чистой” игре, без плагиата и прочих технических нарушений? Ответ на этот вопрос обществу еще предстоит найти.