ОПЗЖ: "Антиолигархический" законопроект Зеленского по сути - это дешевый пиар-ход

ОПЗЖ:

Законопроект президента Зеленского, якобы направленный против олигархов, на самом деле является имитацией борьбы и медийной "дымовой завесой" для создания у граждан Украины ложного впечатления относительно "наведения порядка и социальной справедливости". При этом, ключевая проблема президентского законопроекта в том, что он никоим образом не затрагивает фундаментальных основ олигархической экономики. Об этом говорится в заявлении партии "Оппозиционная платформа - За жизнь":

"На сегодня формат олигархической экономики в Украине формируют два базовых фактора: монополизм (ограничивающий конкуренцию и развитие малого и среднего бизнеса) и рентоориентированное поведение олигархических бизнес-групп (целеполагание в виде рент – экспорт природных ресурсов, контроль базовых инфраструктурных систем страны и т. д.).

По официальным данным Антимонопольного комитета, в Украине почти 53% экономической среды распределено между различными формами монопольных образований: 12% – монополии; 16% – олигополии; 25% – компании с единоличным доминированием. Лишь 47% экономической среды формируется с использованием конкурентных рыночных механизмов. А ведь именно монополии блокируют как приток системных иностранных инвестиций, так и формируют искусственный потолок роста для малого и среднего бизнеса. Приведем лишь несколько цифр. По данным Нацбанка, отток прямых иностранных инвестиций из экономики Украины составил за 2020 год $0,868 млрд, а капитальные инвестиции (данные Госстата) сократились за этот же период на 38,2%.

Существующее антимонопольное законодательство и институциональная зрелость государственных структур, таких как Антимонопольный комитет Украины, на данный момент не создают условий для активизации инклюзивных институтов экономической среды, которые могли бы содействовать как увеличению притока прямых иностранных инвестиций, так и росту удельного веса малого и среднего бизнеса в структуре экономики. То есть борьба с олигархами – это прежде всего борьба с монополиями!

Именно в этом ключе развивалось и антитрестовское законодательство в США (Акт Джона Шермана), которое было направлено против монополий, ограничивающих внутреннюю торговлю и конкуренцию (сам Акт Шермана был направлен против Рокфеллера и компании Standard Oil, специализировавшейся на добыче, транспортировке, переработке нефти и маркетинге нефтепродуктов).

Высоким уровнем эффективности отмечается антимонопольное законодательство ряда стран Юго-Восточной Азии. В частности, в Китайской Народной Республике антимонопольное регулирование включает несколько базовых законов, направленных на предотвращение недобросовестной конкуренции. По пути борьбы с горизонтальным расширением финансово-промышленных групп (после завершения азиатского кризиса 1997 года) пошла и Южная Корея.

Украинские финансово-промышленные группы точно также захватывают все сегменты рынка, где еще генерируется добавочная стоимость. Они не рассматривают передачу смежных услуг на аутсорс или подряд в сегмент малого и среднего бизнеса (рыночная кооперация). Таким образом, в рамках антимонопольной политики, ключевая задача – ограничить горизонтальное расширение финансово-промышленных групп в непрофильные виды бизнеса, так как подобная практика вытесняет квалифицированных целевых предпринимателей, нарушает симметрию конкуренции и приводит к неэффективному использованию внутренних ресурсов (снижению производительности).

В этом плане законопроект, поданный народными депутатами от "ОППОЗИЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ – ЗА ЖИЗНЬ" № 4122, несет в себе намного более ценный смысловой и правовой технологический компонент, направленный на борьбу с олигархической системой экономики (а не с персоналиями в виде неких демонизированных "олигархов"), нежели президентский законопроект, который создает лишь специфические инструменты для персонализации "зла" в виде лиц, "назначенных" олигархами, но ровным счетом ничего не предпринимающий для демонтажа олигархической экономики как политико-экономической реальности Украины.

Законопроект "ОППОЗИЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ – ЗА ЖИЗНЬ" № 4122 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере антимонопольной политики, деолигархизации и обеспечения добросовестной конкуренции", поданный еще в сентябре прошлого года (!), впервые в законодательной практике нашей страны вводит понятия вертикальной и горизонтальной интеграции финансово-промышленных групп, понятие перекрестного субсидирования различных несвязанных между собой направлений бизнеса в рамках одной группы, а также методы ограничения данных явлений и инструменты государственного регулирования, направленные на защиту конкуренции и развитие малого и среднего бизнеса.

Также нашим законопроектом предусмотрено снижение уровня монополизации рынков товаров и услуг (снижение уровня монопольного/доминирующего положения субъекта хозяйствования) до 35% и 40%, создание эффективного инструментария принудительного разделения субъектов хозяйствования, а также объединений предприятий, занимающих монопольное положение на соответствующем рынке, увеличение размеров штрафов за нарушение законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, независимость института Антимонопольного комитета страны от Офиса Президента. В этом плане именно борьба с монополиями является ключом для демонтажа олигархической модели экономики без излишней политизации данного процесса и использования его в политических интересах власти.

Напротив, не состоявшийся как Президент Зеленский в очередной раз идет на включение антиконституционных норм в законодательное поле Украины. В частности, наделение законопроектом Зеленского СНБОУ дополнительными функциями по принятию решения о признании лица, имеющего значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархом), ведению Реестра в нарушение статьи 106 Конституции Украины расширяет полномочия Президента Украины, что противоречит конституционно закрепленному принципу разделения власти (статья 6) и обязанности органов государственной власти, их должностных лиц действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Законопроект Зеленского содержит дискриминационные положения, ограничивающие украинских граждан в правах исходя из их имущественного состояния, что противоречит статье 24 Конституции Украины. Также его положения противоречат части 3 статьи 22 Конституции Украины о недопустимости при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы сужения содержания и объема существующих прав и свобод, включая право распоряжения своей собственностью (статья 41).

Кроме того, введение Зеленским Декларации о контактах и обязанность ее подачи с информацией о контактах с лицами, включенными в Реестр (включая сообщение о месте встречи и содержание разговоров), противоречит положениям статьи 32 Конституции Украины, согласно которой никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины; не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Таким образом, анализ предложенных Зеленским инициатив дает основания для выводов о его направленности исключительно на узурпацию власти, а его положения являются неконституционными, такими, что противоречат, в частности статьям 6, 8, 19, 22, 24, 32, 41, 106 Конституции Украины. Зеленский, как главный "слуга" олигархов, не намерен интегрировать в национальное законодательное поле ведущие мировые практики по борьбе с монополиями, попутно укрепляя хребет олигархата в стране".

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Перелет по приятным и смешным ценам Отель три звезды в Адлере В здание НАБУ ворвалась группа неизвестных: поломана мебель, разбросаны торты Roshen В Москве неизвестный персонал и посетителей местного магазина Сетевое казино 777 Originals - игры, приносящие результат и удовольствие

Последние новости