Бывают такие неоднозначные шедевры, которые разделяют потребителей на два непримиримых лагеря. Как говорят у них на западе, love it or hate it, любовь или ненависть - и третьего не дано. Death Stranding - как раз тот самый случай. Если упрощать предельно и отбрасывать философскую составляющую, то есть говорить непосредственно о геймплее, то Death Stranding - это на 70% Euro Truck Simulator 2, но со строительством, на 20% Metal Gear Solid V и на оставшиеся 10% - чистой воды стрельба без всякого тактического шпионажа. И если вы испытываете жгучую ненависть к Euro Truck Simulator 2, то конечно будут и гневные посты на форумах, и обвинения Кодзимы в мошенничестве, и даже ревью-бомбинг на Metacritic.
На самом деле, новое творение Кодзимы - нечто куда большее, чем просто компоненты из вышеуказанных игр. Больше тридцати лет прошло с тех пор, как на NES вышел первый Metal Gear, и вот гениальный (теперь его можно так называть без всякого сарказма) японец во второй раз создал принципиально новый жанр. С лёгкой руки западных критиков он получил название deliver’em up - “доставь им всем”.
Вы можете обожать или ненавидеть этот жанр, но вы обязаны признать, что в наши дни, когда индустрия буксует на месте, а все ААА-проекты разделились на стрельбу от первого или от третьего лица, да к тому же ещё являются продолжениями давно созданных франшиз, такой смелый эксперимент - это настоящий рывок вперёд. Sony поступила мудро, не задушив столь необычный творческий порыв: продажи сгенерирует очередной Spider-Man, а настоящие ценители гейминга будут помнить Death Stranding и через три десятка лет, когда прекрасная Америка/Исландия уже будет казаться нагромождением пикселей, как сегодня - оригинальный Metal Gear.
Ещё раз, уже без всякой лирики: если вы мечтаете о глотке свежего воздуха на ААА-сцене и готовы раскрыть сознание - а также потерпеть первые часов 8 игры - не обращайте внимание на неоднозначные отзывы и погрузитесь в мир Death Stranding. Что, искренний призыв не сработал? Слишком похоже на рекламу? Если бы… Ладно, специально для вас, дорогие скептики: опишу вам то, что западники называют gameplay loop, то есть основной цикл геймплея, а вы уж сами решайте, надо оно вам или нет.
Death Stranding - это прежде всего игра про доставку. Каждый килограмм, каждый шаг, каждый камешек на пути имеет значение. Одрадек-сканер - тот самый девайс на плече, который мы увидели года за 3 до релиза - покажет вам идеальную раскладку поверхности. Синие точки - всё окей, жёлтые - уже сложнее, а перед тем, как наступать на красный крестик, надо ещё несколько раз подумать. Впрочем, со временем вы и сами поймёте, что бежать на острый камень, когда у Сэма 100 килограмм за плечами - далеко не лучшая идея.
Перед каждой экспедицией будет брифинг, в котором оцифрованному Норману Ридусу помимо основной цели расскажут о потенциальных опасностях, встречающихся на пути, будь то BT (для простоты назовём их “призраками”), враждебно настроенные люди, скалистая местность или что-то ещё. Затем наступает фаза подготовки. Сэм печатает на 3D-принтере дополнительное оборудование: лестницы, фабрикаторы построек, гранаты и так далее. Потом распределяется груз по корпусу и выбирается транспортное средство, и наконец можно отправляться в путь-дорогу.
Как я уже говорил, первые несколько часов будет сложно. У Сэма нет ни экзоскелета, ни мотоцикла, ни грузовика, ни - что самое важное - специальных средств борьбы с BT и озверевшими на открытом воздухе людьми. Окей, можно покрепче перехватить пятикилограммовый чемоданчик с лестницей и вдарить ворам-носильщикам по наглым мордам, но призраков придётся просто бояться, в панике зажимая рот рукой, словно вы какой-то жалкий журналистишка из Outlast, а не Сэм Портер Бриджес, “Человек, Который Доставляет”.
Поначалу меня это жутчайшим образом угнетало, закрадывались предательские мысли вроде “неужели так всю игру?”, хотелось сразу выкинуть пару баллов из общей оценки, и так далее. Но будьте спокойны: со временем появятся эффективные виды оружия, поражающего не только портеров-ренегатов и террористов, но и BT. Спойлерить и рассказывать всё в подробностях нет желания, просто наберитесь терпения и доставляйте, доставляйте и ещё раз доставляйте.
Однако совсем без спойлеров не получится, ведь Death Stranding - первый представитель нового жанра, и некоторые вещи, в том числе касающиеся геймплея, придётся объяснять с нуля. Итак, почти все люди в мире Death Stranding попрятались в норы-убежища, причём даже не столько из-за призраков, сколько из-за таймфолла. Это в сотни раз ускоряющий течение времени дождь. Застало таким дождиком в чистом поле без надёжного плотного комбеза? Поздравляем: вы - дед, и пенять можно только на себя.
Таймфолл постепенно уничтожает всё: технику, постройки, даже контейнеры с грузом на вашем горбу. И по закону подлости BT просто обожают появляться там, где ливень идёт плотнее всего. Как известно, Кодзима копировал свою Америку с Исландии (даже ездил туда со своей командой - фотографировать текстуры мха в 8К), поэтому местность получилась очень скалистой. Соответственно, многие миссии как-бы специально гонят вас через ареалы обитания BT, и обойти их очень сложно.
Получается стелс с дополнительным тайм-менеджментом: можно красться совсем медленно, и тогда глуховатые/слеповатые “призраки” которые не совсем “здесь”, вас не заметят, но за это время груз на спине просто расплавится. Скептики воскликнут “эй, почему бы не сделать для чемоданов чехлы из той же нано-парусины, что и комбез Сэма!?”, но тссс, не мешайте Кодзиме обновлять законы стелса в рамках нового жанра.
Враждебно настроенные люди подчас даже тупее призраков: великий принцип “прячься в высокой траве” работает на них практически безотказно. Любопытная деталь: Маэстро и здесь, как когда-то в Metal Gear Solid V, продвигает свой фирменный гуманизм и нелетальные методы устранения угрозы. В MGS V улетевшие на шарах солдаты помогали развивать вашу базу, в DS же стимул напрямую связан с лором. Дело в том, что BT, добравшийся до остывающего человеческого тела, может спровоцировать войдаут: чудовищной силы реакцию сродни ядерному взрыву. Америку - да и весь мир тоже - вдоль и поперёк перепахало такими воронками, прежде чем люди поняли, как жить в подобных условиях.
Следующий момент я попытаюсь изложить максимально тактично, без спойлеров. Любители летального пиу-пиу-пиу, возрадуйтесь: вы получите свою бездумную стрельбу в настолько шикарных условиях и оригинальных сеттингах, что сразу же забудете о том, что её существенно меньше, чем пресловутой курьерской доставки. Если вы ещё не насмотрелись дурацких спойлеров на ютубе, повторю слова Кодзимы: пройдя половину игры, вы сильно удивитесь. Да какое там “удивитесь”: вам просто снесёт башню.
Но конечно без доставки никуда. В этом плане вам сильно поможет социальный аспект игры, который вкратце можно охарактеризовать словами “позитивная Dark Souls”. Никаких красных призраков, вторгающихся и делающих и так мазохистский опыт ещё сложнее: только взаимопомощь и взаимовыручка. Вы будете видеть (и использовать) генераторы, лестницы, мотоциклы, убежища - в общем, постройки и ТС части игроков. А они - ваши. Всему этому можно ставить лайки, и ваши объекты также будут их получать в игровых сессиях других геймеров.
Какой-нибудь эгоистичный бирюк может решить: “нахрена мне брать с собой оборудование? Загружусь по самое не балуйся оружием и коммерческим грузом, а всякие мосты за меня уже построили другие”. Суждение ошибочное. Имейте в виду: “лайками” в новом шедевре Кодзимы называются единицы опыта, и удачно поставленный козырёк от разрушительного ливня-таймфолла может принести вам больше, чем доставка сотни килограмм медикаментов NPC. А без прокачки Сэму придётся ой как сложно в сюжетных заданиях с террористами и призраками.
Наверное, вы обратили внимание на то, что я ни слова не проронил про сюжет, ибо им надо наслаждаться самостоятельно. Скажу лишь только, что сознание Кодзимы, освобождённое от оков холодной войны MGS, выдало высочайшего качества научную фантастику, которую злопыхатели назовут “чисто японским бредом”, но чихать я на них хотел.
Высокоскоростной кристаллический интернет смерти, существующий вне пространства и времени - как вам такой тизер? Если зовёт и манит, и хочется разобраться, погрузитесь в тёмные воды Death Stranding, в которых истошные вопли хейтеров превратятся в жалкое бульканье.
+ Всего 30 лет прошло, и Кодзима изобрёл новый жанр
+ Превосходный научно-фантастический сюжет и лор, со временем объясняющий всё, что на первый взгляд кажется чистой воды мистикой
+ Мультиплеерный аспект взаимовыручки как глоток свежего воздуха в атмосфере тотальной кислотности современного ПвП
- Первые часов 8 игры являются настоящим испытанием даже на уровне сложности Normal. Такова задумка автора, но некоторые могут и не прорваться
Оценка: 10 из 10