Из древнего Египта - в ещё более древнюю Грецию. Исторический экскурс продолжается, причём в обратном направлении: нас переносят во времена до всяческих ассассинов и тамплиеров. Впрочем, глубинная суть игры от этого не меняется - скрытных убийств, несмотря на отсутствие самого ордена и открытый конфликт государственного масштаба, будет предостаточно. Assassin’s Creed - это всё ещё Assassin’s Creed, а не что-то другое. Поэтому наша главная цель заключается в том, чтобы оценить все нововведения со времён Origins.
Греческое изобилие
Недаром существует знаменитая поговорка “В Греции всё есть”. С первых минут в игре вы почувствуете, что зелень Эллады выглядит на порядок бодрее золотых песков Египта. В плане биомов карта Odyssey гораздо богаче своей предшественницы из Origins, и вода здесь играет куда более важную роль. Но о водной глади - чуть позже. Пока что стоит сказать, что исследовать леса, поля и города Греции намного интереснее, чем их аналоги из предыдущей части. Да, там были пирамиды и Сфинкс, однако песок и голые скалы порой производили гнетущее впечатление.
В Odyssey всё более живое, и эта “живость” распространяется даже на сюжет. Встретиться с Клеопатрой в Origins было неплохо, но игра страдала от предсказуемости. Байек мстил за сына с самого начала, в то время как история Кассандры (или Алексиоса, так уж и быть) начинается с обычных будней наёмника - вы и понять не сможете, как этот человек будет воздействовать на судьбы всего греческого мира.
Кстати, о греческом мире. Если хоть немного знаете историю, ручаюсь: будете хрюкать от восторга. Сопровождает вас Геродот (которого сегодня величают “отцом истории”), вы помогаете Периклу решать проблемы в Афинах и спорите с самим Сократом! Это как если бы вы общались с Александром Первым и спрашивали у Карамзина что-то вроде “Николай Михайлович, что делать в следующем квесте?” в несуществующей высокобюджетной Assassin’s Creed: Russia.
Nemesis Divina, или возмездие и междоусобица
Но оставим пока что лирику. Если конкретно, главные нововведения Odyssey - это война провинций и система наёмных убийц. Первое проистекает из сюжета игры и имеет реальные исторические корни. Каждую великую империю рано или поздно поглощает гражданская война, и Греция не стала исключением. Афиняне считали спартанцев тупоголовыми неотёсанными дикарями, спартанцы афинян - размякшими неженками. Ничем хорошим это закончиться не могло.
Кассандра и Алексиос - по происхождению спартанцы, но в конфликте вы можете занять любую из сторон. Воровство казны, сожжение военных запасов и ликвидация командования - вот три главных способа ослабления той или иной силы. Когда войско одной из сторон ослаблено, происходит битва завоевания, в которой вы можете поучаствовать за эпический лут. Сама битва - рубилово в открытом поле, в котором из ветки Ассассина вам пригодится максимум пара скиллов, зато уж навыки Воина используются по полной. После сечи провинция переходит в руки тех, на чьей стороне вы выступали.
Вторая механика (наёмных убийц) работает следующим образом: совсем как в GTA, вы набираете полоску бешенства посредством противоправных действий. Награда за вашу голову растёт, за вами высылают всё более и более мощных наёмников. Ликвидируя их, вы постепенно продвигаетесь по карьерной лестнице этого теневого мира, получая существенные бонусы, вроде 20-процентной скидки у всех купцов.
Мочите вёсла, сэр
Это конечно не нововведение, но триумфальное возвращение. За всю историю Assassin’s Creed боевые действия на море были только в двух частях - Black Flag и Rogue. Наконец-то разработчики вняли мольбам фанатов и вернули эту замечательную механику в игру. Только теперь в вашем распоряжении трирема вместо парусника, что накладывает определённый отпечаток.
В целом исторический период не тот: пушек ещё не изобрели, приходится обходиться луками, копьями, греческим огнём и тараном. Поначалу кажется, что морские баталии от этого стали менее зубастыми. Какое там! Просто смените тактику: больше не надо поливать ядрами со среднего расстояния - держитесь близко, действуйте агрессивно. Когда первое копьё в slo-mo (дабы отобразить критический урон) пробьёт грудную клетку вражеского гоплита, когда вы тараном разрубите пополам корабль вдвое больше вашего, желание поменять ощерившуюся вёслами трирему обратно на парусную шхуну как-то само собой улетучится.
А в остальном ценители Black Flag почувствуют себя как дома. Апгрейд отдельных компонентов, от стрел и копий вашей команды до брони и тарана корабля, косметика для пущей красоты - не орифлэйм конечно, а паруса, костюмы моряков и прочее - все эти механики перекочевали сюда из пиратских приключений капитана Кенуэя.
Эффект массы в применении к Элладе
В тени конфликта провинций спрятались ветвящиеся квесты с последствиями ваших решений - а ведь многие посчитают именно это нововведение главным, предоставив войне течь своим чередом. И действительно, впервые за историю всей франшизы - хоть до ребута, хоть после - всё это реализовано на уровне, позволяющем говорить даже о первых двух Mass Effect.
Причём в квестах Assassin’s Creed: Odyssey есть все необходимые сценарные уловки. И конфликт отцов и детей, который может закончиться двумя диаметрально противоположными способами, и очевидно добрые поступки, ведущие к катастрофическим последствиям, и “эффекты бабочки”, когда одно неосторожно брошенное слово превращается в целую цепочку событий.
Специально для интересующихся: да, здесь, как и в Mass Effect, появились романтические отношения. Причём в духе свободной Греции, от”романсить” можно кого угодно, независимо от пола и возраста. Только откровенных сцен в стиле трилогии Bioware не ждите: Ubisoft всё же решили не рисковать рейтингом. Зато здесь действует лестный исторический эффект: все персонажи ME - вымышленные, а партнёром главной героини Odyssey может стать хоть сам Алкивиад, племянник властителя Перикла, ученик Сократа.
Для кого старался Гомер
Есть ли у Odyssey недостатки? Да, конечно есть. Ветка навыков Ассасина теперь играет менее важную роль. Посудите сами: один из важнейших компонентов игры - войны провинций, а там вас сразу кидают в гущу битвы, без всякой скрытности. Кроме того, один из самых высоких скиллов в ветке якобы делает вас более тихим и незаметным, хотя на практике разница не ощущается: враги по прежнему могут не заметить вас в упор, а могут и внезапно отреагировать на несущественное движение в десятках метров.
Второй момент - Кассандра. Если выбираете женского персонажа в игре от Ubisoft, не ждите фансервиса, это вам не японцы. Понятно, что Кассандра - настоящий спартанец, но тогда её движения надо было делать мужественными, в то время как некоторые из них смотрятся комично, особенно походка. Наверняка французы были уверены в том, что 95% геймеров выберет Алексиоса, а потому сэкономили на motion capture его сестры.
Однако всё это - мелочи, а в целом перед нами прекрасная игра, которая не постеснялась позаимствовать всё самое лучшее не только внутри франшизы, но и у конкурентов. Можно даже взять на себя смелость утверждать, что Odyssey - это лучшее, что было с Assassin’s Creed за все времена. Фанаты первых трёх частей наверняка готовы поспорить, но эпоха Сократа давно прошла: каждый всё равно останется при своём мнении.
Важный момент, касательно мнений. На Metacritic вы увидите некоторое количество нулей от пользователей. Старая “доребутная” гвардия всё никак не может привыкнуть к тому, что сюжет больше нельзя пролететь часов за 14 - 17. Odyssey - большая серьёзная RPG, рассчитанная часов на 80 - 120, и ощутимую часть времени вы будете качаться на сайдквестах. Впрочем, достаточно интересных, если вы конечно не прочь помочь самому Гиппократу в его революционных медицинских изысканиях или вникнуть в проблемы элитных гетер Коринфа.
+ Война провинций и “лестница” наёмных убийц стали ответом на систему Nemesis из Middle-earth
+ Самая большая и красивая карта за всю историю Assassin’s Creed, плюс обилие воды и возвращение военно-морского флота
+ Ветвящиеся квесты с “эффектами бабочки”, двойными предательствами и прочими сценарными уловками
- Акцент сместился в сторону открытых боевых действий, ветка скрытных навыков Ассассина стала чуть менее полезной
- Некоторые движения и походка Кассандры комичны. Ubisoft, все деньги ушли на motion capture Алексиоса?
Оценка: 9,2 из 10