Смешение жанров - вещь рискованная. Порой получаются исключительные экземпляры, вроде Dungeon Keeper на ПК, но чаще выходят варианты в стиле “ни рыба, ни мясо”. Да и сама индустрия как таковая не поощряет подобного рода эксперименты: разработчики в наши дни стараются ухватиться за одну формулу и доить её бесконечно, выпуская, к примеру, 850 тысяч неизменно успешных Call of Duty. Про провалы сегодня рассуждать нет особого желания, поэтому Gmbox расскажет вам о 10 франшизах, которым удалось успешно смешать жанры.
Смешение жанров - вещь рискованная. Порой получаются исключительные экземпляры, вроде Dungeon Keeper на ПК, но чаще выходят варианты в стиле “ни рыба, ни мясо”. Да и сама индустрия как таковая не поощряет подобного рода эксперименты: разработчики в наши дни стараются ухватиться за одну формулу и доить её бесконечно, выпуская, к примеру, 850 тысяч неизменно успешных Call of Duty. Про провалы сегодня рассуждать нет особого желания, поэтому Gmbox расскажет вам о 10 франшизах, которым удалось успешно смешать жанры.
Признайтесь честно: вам немного странно видеть здесь это название. Первый популярный консольный шутер и…? В том-то всё и дело, что весьма добротная RTS Halo Wars вышла слишком поздно, пропустив свою эпоху. Стратегии в реальном времени агонизировали, и даже добротный продукт не мог создать информационные волны и удержать внимание широкой публики. Между тем, если бы Halo Wars - особенно вторая часть - вышла через год-два после релиза Starcraft 2, она стала бы настоящей сенсацией и реальным конкурентом творения Blizzard. Однако истинные ценители RTS могут насладиться игрой и сегодня.
Не зря мы вспоминали о Blizzard: если уж и говорить о смелых поступках, то шаг этой компании куда более решителен, чем то, что сделала Microsoft. Превратить шутер в стратегию? Ну что же, окей. Однако превращение стратегии в ММО, которая пережила все остальные ММО, актуальность жанра как такового, и по сей день приносит баснословные деньги лишь благодаря тому, что сделала невозможное, а именно вернула людям их 2007-й, не воспользовавшись при этом ягой - это мы снимаем шляпу. Долголетию World of Warcraft позавидуют даже глубокие японские старцы.
По мере развития техники, банальные сайд-скроллерные аркады постепенно обрастали огромными ветвящимися локациями, загадками, диалогами, квестами, RPG-элементами и всем в этом роде. Но началось всё с двух игр - Metroid и Castlevania, из которых и образовалось название жанра. Обоим франшизам пришлось впоследствии мигрировать в 3D. Castlevania своим уклоном в слэшер, обусловленным модой на God of War, расколола лагерь фанатов на две части, но Metroid прошёл преображение блестяще. Получились action-приключения от 3го лица, продолжения которых все с нетерпением ждут.
Здесь даже олдскульным геймерам придётся основательно покопаться в собственной памяти. Wolfenstein 3D был полностью собран из плоских спрайтов, включая стены, а потолок и пол были вообще однотонными полотнами без малейшего намёка на текстурирование. Посмотреть вниз/вверх? Забудьте. Но всё же это был первый трёхмерный шутер от 1-го лица. В чём же тогда мультижанровость франшизы? Вот здесь-то нам и помогут старые ленты для ZX Spectrum. Дело в том, что самый первый “Вульф” - это шпионский стелс-action с видом сверху, по стилистике напоминающий оригинальный Metal Gear.
Попросим вас не жаловаться на “высасывание из пальца”. Да, и Forza Motorsport, и Forza Horizon - рейсинги, но внутри этого масштабного жанра возможны существенные вариации, которые никак не назовёшь чисто косметическими. Две Forza - на диаметрально противоположных границах спектра. Forza Motorsport изначально задумывалась как серьёзный симулятор кольцевых гонок, который Microsoft создавала в пику Gran Turismo от своего вечного конкурента - Sony. Ну а Forza Horizon куда более аркадна, зато может похвастаться полностью открытым миром, что стало переосмыслением поджанра, когда-то изобретённого оригинальной Test Drive.
Нет, мы не будем говорить о Fallout 76, ибо это очень, очень неудачная попытка залезть в жанр мультиплеерных сюрвайвалов. Хвала богам, в истории Fallout были и крайне успешные эксперименты. Начать хоть с того, что оригинальный Fallout - это по сути классическая “бумажная” RPG, перенесённая на ПК. Чуть позже, в эпоху процветания Jagged Alliance и прочих squad-based tactics, вышла добротная Fallout Tactics: Brotherhood of Steel. Впоследствии Bethesda перенесла формулу в 3D, однако до ума её довели в Obsidian, создав бесподобный New Vegas. Надо было Bethesda покупать гениальную контору, пока этого не сделала Microsoft.
В России эта франшиза не столь известна, но некоторые ещё помнят этот настоящий шок из детства - полностью трёхмерный космический симулятор! И плевать, что текстур нет, корабли летят только вперёд, состоят всего из пятнадцати треугольников, а некоторые боссы - это просто гигантский ромб или ещё какая-то простенькая геометрическая форма. После двухцветной “проволочной” Elite с бесконечной чернотой космоса это было настоящим откровением. Но мы сейчас не об этом. Оказывается, в рамках франшизы есть Star Fox Adventures, action-приключение от 3-го лица, и Star Fox Command - стратегия по ходам. Обе вполне качественные.
Честно говоря, критиков Ubisoft в целом и Assassin’s Creed в частности всегда было сложно понять. Первые три части - исследование интересных локаций, скрытные убийства и нырки в стога сена с высоких колоколен. В Black Flag и Rogue добавили невероятно увлекательную механику мореплавания, а Origins и Odyssey получили множество элементов RPG - вплоть до лута, прокачки и даже сайд-квестов со свободой выбора. Ах да, чуть не забыли про неплохие 2D-аркады в стиле Prince of Persia, действие одной из которых происходит в революционной России, а роль классического капюшона играет будёновка. Ну и где “всё одно и то же”?
Фиксированные углы обзора в ранних Resident Evil, обусловленные слабостью железа, стали фишкой франшизы: играть из-за этого было куда страшнее. Затем - уже в 4-й части - игра переместилась в полноценное 3D. Пятая и шестая части попробовали стопроцентный action, и теперь, когда дым хейта улёгся, некоторые геймеры стали признавать, что они вовсе не так уж и плохи. Resident Evil VII и вовсе превратился в современный хоррор от 1-го лица с поддержкой VR - спасибо хоть пушки оставили, а не всучили камеру, как в Outlast.
Первым в автомобиль запрыгнул итальянский сантехник из Японии, однако за ним последовали все прочие маскоты эпохи - с переменным успехом. Соник плетётся где-то на третьем месте, но у сумчатого койота всё получилось: он на почётном втором, можно сказать, серебряный медалист. Crash Team Racing - второй самый популярный маскот-рейсинг после Mario Kart. И разумеется не стоит забывать про основные приключение Крэша, благодаря чему мы, собственно, говорим о мультижанровой франшизе.